Шаолиньский комплекс пао цюань 炮拳( пао чуй 炮捶)
Пао цюань (в ряде случаев называемый пао чуй) — один из самых известных, эффективных и многообразных по своей технике шаолиньских комплексов, который входит в число «десяти великих комплексов» шаолиньской традиции. По сути, это определённый набор техник, что и позволило из одного комплекса вырасти нескольким одноименным стилям — паочуй или паоцюань, который распространились далеко за пределами монастыря Шаолинь.
Основной «Речитатив о пао цюань» 《炮拳罗王传歌诀) указывает именно на скорость и внезапность в атаках пао цюань: «Среди цветов истинной традиции боевых искусств с гор Шаоши шань поистине правителем всех направлений кулачного искусства является пао цюань. Каждый прием, каждое движение словно раскалывают Небо, движения рук, ног и всего тела поднимают песчаные бури. Удар кулаком выстреливает от корпуса как взметающийся дракон, избегая с чудесной быстротой все опасности»
Название комплекса
Традиционное название комплекса — пао чуй, но с XIX в., скорее всего чтобы отличается его от многочисленных одноименных комплексов или даже стилей, его стали называть пао цюань. Прежде всего существует определённая путаница в переводе названия комплекса. Пао чуй чаще всего переводят как «пушечные удары». Действительно иероглиф 炮 означает «пушку» или «бомбарду» (ранний тип пушки, выбрасывавшей каменные ядра). А вот другим смыслом «пао» является «петарда» или сам резкий звук от взрывающейся петарды.
Резкие, мощные «взрывные» удары в комплексе паочуй как раз и должны напоминать этот характер «взрывов». Безусловно, правильным переводом является «взрывающийся кулак» или «кулак петард» — все шаолиньские трактаты указывают на то, что «удары идут один за другим, как взрывы петард, откуда и получили названия» (其动作连环,多以炮名). Названия приемов также связаны с «петардами»: «догоняющая ветер петарда» (чуйфэн пао追风炮), «петарда летящего облака» (фэйюнь пао 飞云炮), «связка петард» (ляньхуань пао 连环炮), «бросок петарды в лицо» (имянь пао 迎面炮),»петарда, вспарывающая небо» (чунтянь пао 冲天炮) и т.д.
Иероглиф чуй ( 捶) из «паочуй» означает «рубить кулаком наотмашь» (в основном ребром кулака) или «бить молотом», что передает характер техники этого стиля.
Основные типы и разновидности шаолиньского паоцюань
Всего шаолиньская традиция включается следующие комплексы, близкие по названию:
— Шаолиньский паоцюань (55 движений, 36 приемов);
— Шаолинь сяо паоцюань — малый паоцюань (первая часть — 24 движения), втора часть 29 движений;
— Шаолинь да паоцюань — большой паоцюань (37 движений).
Они абсолютно разные по своей технике и характеру движений. Чаще всего в монастыре, равно как и в программе Федерации изучается именно первый комплекс — шаолинь паоцюань.
Сегодня существует несколько форм выполнения шаолиньского паоцюань. Первая версия (преподаваемая в рамках ФШБИ по линии Дэцяня -Дэяна) тяготеет по своей структуре к классическому типу хунцюань: жесткие, резкие «взрывные» движения, резкие набегания на противника, подхваты под ноги, удары ногами в голову (в основном в шею). Вторая версия включает более плавные, растянутые, в ряде случаев мягкие движения: боец сначала за счет мягких движений концентрирует ци, затем в коротком резком движении делает выброс. Здесь же встречается большое количество ударов ребром кулака. В целом же приемы и последовательность движений в этих двух версиях очень похожи.
История возникновения и развития
Основные техники классического шаолиньского паоцюань возникает в эпоху Сун, в X-XI вв.. В обиход шаолиньских монахов его вводит великий наставник, настоятель Фуцзюй (福居, 961-?), который вошел в чисто самых великих 18 бойцов за всю историю Шаолиня, а за основу комплекса он берет 18 приемов широко распространенного в тот период раздела «коротких ударов» (дуань да 短打») , т.е. технику боя на средней и близкой дистанции. Скорее всего в эту эпоху комплекс и назвался паочуй, сегодня его больше принято называть паоцюань. С самого начала он принадлежал к технике «тайной и не передаваемой вовне» (ми бу вай чуань 秘不外传), то есть изучался лишь старшими монахами и не выходил за пределы монастырских стен. Первоначальный комплекс включал 28 основных приемов.
К эпохе Цин в середине XIX в. основным носителем паоцюань стал наставник Чжанцзюй 湛举, который начал практиковать комплекс уже в 36 основных приема. Таков технический состав комплекса и сегодня. Сам Чжанцзюй решил принять монашеский постриг лишь в 55 лет, но задолго до этого, с 16 лет он активно ездил по Китаю в поисках мастеров, участвовал поединках лэйтай и прослыл великим бойцом. Уже будучи шаолиньским монахом, его неоднократно приглашали к императорскому двору для демонстрации боевого мастерства. К ученикам Чжанцзюй был крайне строг, поэтому прямых последователей у него было немного, но он установил в своей школе отношения семейного тепла и взаимной поддержки, что и позволило сформировать очень прочную традицию на столетия. От линии Чжанцзюя через несколько поколений обучался знаменитый боец и настоятель Шаолиня начала XX в. Мяосин 妙兴.
источник