Танла́нцюань (кит. упр. 螳螂拳, пиньинь: tánglángquán ) — Стиль богомола — это один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. За многовековую историю стиля сформировалось множество подстилей, которые распространялись как на севере, так и на юге Китая. И этот реальный стиль Богомола резко отличается от комплексов созданного в наши дни спортивного танланцюань
По легенде, Ван Лан (кит. упр. 王朗, пиньинь:wánglǎng) создал очень простую и эффективную технику, основываясь на своих наблюдениях за тем, как богомол, в его присутствии, напал на цикаду. Цикада, хоть и превосходила богомола размерами, тем не менее оказалась совершенно беспомощной перед его быстрыми и точными движениями, и не сумела вырваться из его железной хватки. Эти наблюдения, по легенде, натолкнули Ван Лана на мысль, что движения богомола можно использовать в бою. В дальнейшем наблюдая за повадками этого хищника, Ван Лан пытался прочувствовать суть «коронных» приёмов богомола: прилипания, касания со скольжением, использование захватов и ударов формой руки-крюка и так далее, а также увязать полученные знания с техникой традиционного Шаолиньцюань,а позднее в арсенал нового стиля были добавлены методы передвижения из стиля Обезьяны.Появившийся в результате стиль получил название «Танланцюань» — Кулак богомола. Существует ещё много различных версий истории рассказывающей о том, как Ван Лан неожиданно встретился с богомолом и о его последующем озарении. И не все они подтверждают эту историю и связь происхождения с монастырем Шаолинь. Например, в рукописи «Мэйхуа шуайшоу танланцюань цюаньфа яолунь», датированной серединой династии Цин (1664—1911), есть запись:
«Основателем данного стиля был Ван Лан, который родился в крестьянской семье и был неграмотным. Он создал технику непрекращающихся ударов, которая оказалась блестящей в своем практическом применении».
Перечень стилей из кулачного трактата мастера Сун Цзыдэ
В «Наставлениях по технике Кулака Богомола» (Танлан Цюаньпу) составленных 16 дня третьего месяца весны 1794 года, автор приводит список стилей кулачного искусства и мастеров, которых настоятель Фуцзюй пригласил в монастырь Шаолинь:
В самом начале был стиль «Боя на длинной дистанции — Длинный кулак» (Чан Цюань) императора Тай-цзу.
«Через спину» (Тунбэй) — стиль боя мастера Хан Туна признан как родительский.
Техника рук «Опутывания и запечатывания» (Чань Фэн) мастера Чжан Эня особо основательна.
«Удары на ближней дистанции» (Дуаньда) стиль боя мастера Ма Цзи самый выдающийся.
Невозможно подойти близко к мастеру Хуан Е, который знает «Технику рук ближней дистанции» (Као Шоу)
Техника «Блокирующих рук и Следования Через Кулак» (Кэшоу Тунцюань) мастера Инь Сяна.
Техники рук «Крюки, Срывающие и Сгребающие руки» (Гоу Лоу Цай Шоу) мастера Лю Сина.
«Способы прилипания, сгребания и падений» (Чжанна Дьефа) мастера Янь Цина.
«Бой на ближней дистанции» (Дуань Цюань) мастера Вэнь Юаня самый незаурядный.
Стиль «Кулак Обезьяны» (Хоу Цюань) мастера Сунь Хэна тоже процветает.
Техники стиля «Хлопковый кулак» (Мянь Цюань) мастера Мянь Шеня быстры как молния.
Техники «Бросания-Хватания и Жёсткого Сокрушения» (Шуайлюэ Инбэн) мастера Хуай Дэ.
Техники «Нырки, Просачивания и Прохождения сквозь уши» (Гунлоу Гуанер) мастера Тань Фана.
Техника сильнейшего удара ногами «Утка Мандаринка» (Юаньян Цзяо) мастера Линь Чуна.
Техники «Семь позиций постоянных ударов кулаком» (Циши Ляньцюань) мастера Мэн Су.
Техники «Связываний руками и Сгребаний» (Куньлу Чженьжу) мастера Ян Гуня атакуют немедленно.
Техники «Взрывных ударов в пустотелые органы тела» (Воли Паочуй) мастера Цуи Ляня.
Кулак Богомола (Танлан цюань) мастера Ван Лана впитал и уравнял все предыдущие техники.
Страница старого кулачного трактата по танланцюань
Однако, по мнению современных китайских исследователей танланцюань в уездах Яньтай и Хайян, где наиболее было развито это направление ушу, вышеприведённое широко известное заблуждение возникло в начале XX века благодаря деятельности Центрального Института Гошу(中央国术馆) по популяризации ушу в широких народных массах. «Центральный институт Гошу» активно создавал свои филиалы (именуемые гошугуань) практически в любых крупных городах, но в этих гошугуанях в первую очередь развивались стили самого Института. Это привело в итоге к следующей ситуации: обученных кадров не хватало, поэтому брали специалистов других стилей, тем самым давали им возможность заработка, но при этом те были обязаны продвигать в первую очередь стили Института. Так как до 1949 года свыше 80 % населения в старом Китае было неграмотным[1] , далеко не все специалисты по ушу могли читать, и тем более — старые кулачные трактаты. Поэтому не очень хорошо образованные инструктора гошугуань, вероятно в городах Цзинань и Вэйфан, неправильно (возможно умышленно) трактовали вышеприведённый отрывок, где просто идёт перечисление мастеров, приглашённых Настоятелем Фуцзюем. Перечисление строится по схеме [фамилия_имя]+[частица 的]+[стиль или кулачная техника, приписываемая этому человеку]+[необязательное дополнение, чтобы подогнать строфу под определённый формат/стиль записи]:
太祖的长拳起首 韩通的通背为母 郑恩的缠封尤妙
温元的短拳更奇 马籍的短打最甚 孙恒的猴拳且盛
黄佑的靠手难近 绵盛的面堂飞疾 金相的磕手通拳
怀德的摔捋硬崩 刘兴的勾搂采手 潭方的滚漏贯耳
颜青的贴拿跌法 林冲的鸳鸯脚强 孟苏的七势连拳
崔滚的窝里剖锤 杨滚的捆捋直入 王朗的螳螂总敌
Например, третья строфа «郑恩的缠封尤妙» состоит из:
— имени мастера Чжэн Энь (郑恩);
— притяжательного признака (的);
— названия кулачной техники (缠封);
— дополнения (尤妙);
А строфа «刘兴的勾搂采手» состоит из:
— имени мастера Лю Син (刘兴);
— притяжательного признака (的);
— названия кулачной техники (勾搂采手);
В последней строфе приводится также имя мастера (Ван Лан) и название кулачной техники: танлан цзунди (螳螂 总敌). Это всего лишь раннее наименование широко распространённого в наше время семейства таолу чжайяо (拳中摘要):
По прошествии некоторого времени первые поколения стиля решили совместить накопленный опыт и объединить все наиболее эффективные техники воедино. Результатом явилась группа форм под общим названием танлан цзунди (螳螂總敵) или просто цзунди (總敵). Смысл названия танлан цзунди переводится как «собрание лучших техник боя для победы над любым врагом» или сокращенно цзунди — «собрание [техник] против всех врагов». Всего было создано четыре формы, где первые три как раз и были объединением различных техник в связки, а четвёртая форма делала акцент на бой на земле. Интересно заметить, что в системе боя богомола, до создания цзунди существовали боевые комбинации из двух, трёх, максимум пяти техник. Формы цзунди, как бы стали кульминацией этого процесса развития комбинационного боя и были сгруппированы по принципу «три-пять-семь-девять рук» ( 三五七九手), что означало дальнейшее развитие комбинационных приёмов до семи и даже девяти техник связанных воедино.
Следующий этап трансформации цзунди произошёл в конце XIX века, когда великий мастер богомола — Цзян Хуалун (姜化龍, 1855-1924), вместе со своими кровными братьями Ли Даньбаем и Сун Цзыдэ решили изменить название цзунди на менее претенциозное чжайяо (摘要) — «избранное» (полное название: цюаньчжун чжайяо 拳中摘要 или избранные техники боя).[2]