Перевод выполнен Екатериной Зикеевой и Виктором Шигориным. В переводе использовалось сравнение английского и немецкого вариантов статей. Источник: журнал «Tai Chi Magazine», Vol.18, № 6, стр. 4-8. Примечания переводчика — В. Шигорин. Полная версия интервью публикуется впервые. При перепечатке, ссылка на сайт www.dvigenye.ru обязательна.
Последнее интервью Фу Чжунвэня
Это интервью Фу Чжунвэнь дал в июле 1994 года (24 сентября того же года в Шанхае на 92 году жизни он покинул наш мир).
Кроме Фу Чжунвэня в разговоре участвовали его внук Джеймс Фу (европейское имя Фу Цинцюаня. прим. пер.), который помогал в переводе и разъяснял мысли своего деда, и Кеннет В. Кнехт, который также помогал в переводе.
Интервью ведет Мэрвин Смалхайзер:
Часть первая.
Хотя Фу Чжунвэню уже 91 год, он и сейчас не прекращает изучать Тайцзицюань и рассказывать об удивительном искусстве его знаменитого учителя Ян Ченфу, у которого он учился с юных лет. Для Фу Чжунвэня практика Тайцзицюань – это выражение верности своему учителю, той форме, которой учил Ян Ченфу и тем методам, которые он применял (здесь и далее речь идет о 108 форме. прим.пер.).
Особый метод.
Один из методов, особо выделяемый семьей Ян, состоит в том, чтобы выполнять форму каждый день от 6 до 8 раз последовательно, без перерывов. Только таким образом, говорит Фу Чжунвэнь, ученик сможет достич настоящего Гунфу и развить способности в воинских искусствах. Он подчеркнул, что именно таким образом обучал сам Ян Ченфу, а сегодня так обучает он, его сын и внук. Фу Чжунвэнь говорит, что выполнение формы должно занимать примерно 20 минут, плюс – минус 2 минуты. «Если упражняться слишком быстро, форма станет небрежной, если слишком медленно — форма начнет «останавливаться». Если делать форму 6 — 8 раз в день, но непоследовательно, не будет достигнут нужный эффект, это менее продуктивно. Это должно совершаться в непрерывной последовательности». Он говорит, что если вы делаете форму один раз утром и один раз вечером – это хорошо для здоровья, но это не ведет к развитию способностей в воинских искусствах. Первые несколько подходов служат лишь подготовкой. Только после четвертого или пятого повторения форма начинает действовать, мастерство улучшаться и Гунфу возрастать.
Фу Чжунвэнь рассказывает: «Если ученики практиковали таким образом Ян Ченфу старался присутствовать на их тренировках и внимательно смотрел на них». Также он подчеркнул, что Ян Ченфу при обучении в группе прикладывал много усилий к тому, что бы корректировать движения до тех пор, пока они не будут выполняться действительно правильно. «Он всегда внимательно смотрел и никогда просто так не уходил. Контролируя движение он добивался того, чтобы ученики повторяли его снова и снова и снова, до тех пор, пока не овладевали приемом правильным образом. Он был очень хорошим преподавателем». Фу часто это рассказывал о своем учителе, и о том, что он был добрым и приятным человеком. «Также все его ученики в Пекине были очень интеллигентными людьми».
Фу Чжунвэнь жил в Юннане, прямо у городских ворот, а дом семьи Ян был всего в 10 минутах ходьбы оттуда. Он начал заниматься Тайцзицюань в 9-летнем возрасте. Ян Ченфу говорил ему, что наряду с занятиями в группе он также должен много заниматься самостоятельно. И он подчеркивал, насколько важно выполнять упражнения с учетом принципов Тайцзицюань. Фу говорил: «Многие знают принципы на словах, но не многие могут их осуществить. Принципы нуждаются в наработке, чтобы почувствовать их связь друг с другом, а так же связать внутреннее и внешнее».
Внук Фу Чжунвэня Джеймс добавил, что его австралийские ученики (Сын и внук живут и преподают в Австралии с 1989г. прим. пер.) и по сей день практикуют форму, делая ее последовательно 5 раз в течение одного занятия. Фу Чжунвэнь подчеркивает, что выполнение 85-й формы, или 108-й, как многие ее называют, должно продолжаться минимум 18 минут и не более 22 минут. «Нельзя выходить за эти пределы. В идеале ровно 20 минут. Также нельзя делать одни движения быстрыми, а другие медленными. Движения должны быть непрерывными. Если даже вы вписываетесь в 22 минуты, но при этом делаете несколько движений быстрее, а другие медленнее, вы нарушаете принципы Тайцзицюань». Джеймс Фу говорит о некоторых практикующих, которые полагают, что форма должна выполняться более медленно, и что для нее нужно 40 минут или даже час на один проход. «Это бесполезно. Это не Тайцзи. Это просто движения. Если мы и делаем движения медленнее, чем необходимо, то только для того, что бы в последствии делать их быстрее. В соответствии с принципами Тайцзи».
Фу Чжунвэнь исполняет форму
Далее он продолжил: «Разной работе – разная плата. Это верно и для воинских искусств. Идея Тайцзицюань состоит в том, что все делается медленно. Но смысл этого не в том, чтобы просто делать красивые движения, а в том, чтобы управлять движением с помощью сознания. Движение не делается ради самого движения. Движение зависит от «внутренней полноты», которая и производит его – только таким образом в каждом приеме можно добиться безупречности. Если ты движешься быстро, движения могут стать не корректными, и это трудно заметить. Однако если ты движешься медленно, то и ты и другие смогут это увидеть и вовремя скорректировать».
Джеймс Фу также рассказал, что его отец Фу Шеньюань отмечал отличие Тайцзицюань от других систем, так как здесь используются и «альфа» и «гамма» мышцы. Если движение происходит правильно, работают обе группы мышц. Если делать быстрее, задействуется гораздо меньше мышц. «Именно поэтому у всех начинающих заниматься Тайцзицюань дрожат ноги, даже у людей с очень сильными мышцами». «Слишком медленное движение приводит к застаиванию» -подчеркивает Джеймс Фу. «Если движения слишком замедленны – это уже не Тайцзи. Тайцзи должно совершаться непрерывно. Подобно реке. Река непрерывно течет».
«Мой дед говорил мне, что у тех людей, которые делают форму за час, тело впадает в заторможенность, Цзинь исчезает, и все прекращается» (В немецком варианте статьи «Цзинь» переведено как «сочетание Силы и Жизненности», что во многом отражает суть этого понятия. Прим.пер.).
Энергия Цзинь.
Фу Чжунвэнь, отвечая на вопрос о том, как форма позволяет выработать Цзинь, сказал: «Это трудно объяснить. Если оно у тебя есть, то ты знаешь, как этого добиться. При этом важно различать пустое и полное, и соблюдать равновесие». Также он сказал, что при этом необходимо как-бы слегка опуститься вниз, расслабив локти и поясницу. Через поясницу проходит ось, благодаря которой движение выводится во вне. Это одна из функций телесной механики». Джеймс Фу добавил, что действительно трудно в двух словах объяснить, как рождается Цзинь, так как она – продукт практики Тайцзи в целом. Он также сказал, что многие люди занимаясь не развивают Цзинь. Но при правильной практике это качество непременно прибудет.
Джеймс Фу. Фу Чжунвэнь подчеркнул, что многое зависит от того, сколько времени ученик практикует. «Как давно вы занимаетесь? Сколько в день? Нужно практиковать форму 8, а то и 10 раз одним заходом каждый день». Джеймс Фу добавил, что при такой практике, 8-10 раз за занятие подряд ежедневно в течение года можно будет действительно кое-что почувствовать. Так развивается Цзинь. Фу Чжунвэнь также сказал, что Ян Лучань практиковал таким образом 18 лет, чтобы развить свои великолепные способности.
Есть только одно Тайцзи.
Вопрос: «Действительно ли стиль Ян произошел от стиля Чень»?
Ответ дал Джеймс Фу, цитируя любимое изречение своего дела: «Есть только одно Тайцзи». Далее он объяснил, что то, что Ян Лучань выучил у Чень Чжансина в деревне Ченьцзягоу, где жила семья Чень, была та же самая форма, которую сейчас практикуют в стиле Ян. Он сказал, что Ян Лучань вовсе не изучал стиль Чень. «Стиль Ян назван так, потому, что семья Ян много сделала для распространения этого искусства. В своей книге Ян Ченфу относит себя не к Тайцзицюань стиля Ян, а просто к Тайцзицюань. И он подчеркивает, что по-настоящему есть только одно Тайцзи».
Джеймс Фу добавил, что сыновья Яна практиковали ту же форму, которая практикуется и сейчас. «При этом важно понимать, что форма Тайцзи не может быть у всех абсолютно одинакова. Это просто невозможно. Каждое человеческое тело уникально. Но в то же время ни у кого из семьи Ян не было намерения изменять движения. Ян Ченфу был очень крупного телосложения, и делал движения более объемно. Ян Шаохоу был менее крупным, и его движения были более компактны. Но это не была та малая форма, которой обучают в стиле У». Он также сказал: «Ваши движения могут быть более свернутыми и в высоких стойках или развернутыми в стойках ниже – это зависит от того, на какой стадии обучения вы находитесь. Но до тех пор, пока все принципы соблюдены (плечи расслаблены, локти свисают, вес тела распределяется правильно и в теле нет лишнего напряжения) нельзя говорить, что вы делаете что-то не так».
Ян Ченьфу.«Ян Лучань перенял это искусство, а Ян Ченфу систематизировал его. Мой дед говорит, что до прихода к власти коммунистов в Китае никто не говорил о существовании стиля Чень. Только в 1949 году правительственные чиновники, стремившиеся искоренить древние традиции, взяли форму Паочуй (которую практиковала семья Чень. прим. пер.), и решили соединить ее с Тайцзи. Хотя Паочуй происходит из Тунбэй». Он также сказал: «Так как семья Ян проповедовала это искусство, его стали называть «стиль Ян», что бы отличить от тех стилей, которые произошли от него. Но первоначально это искусство называлось просто Тайцзицюань. Именно это первоначальное искусство мы и практикуем. Не было ни каких изменений. Первоначальная форма Тайцзи и есть форма стиля Ян. Уже позже появились стили У, Сунь и Хао. Ян Ченфу, Ян Лучань и Ян Баньхоу никогда ничего не меняли. Они передавали то, чему учились сами. И это — Тайцзи».
Фу Чжунвэнь в этой связи упомянул, что многие изменили форму, но он и его семья практикуют форму в точности так, как ее преподавал Ян Ченфу. «Очень многие люди изменили форму. Я единственный, кто не изменил ее. Я все еще не постиг ее до конца. Как я могу в ней что-то менять? Наши предки владели ею в совершенстве, как можно менять хоть что-то из того, что создали они благодаря своему высочайшему мастерству»?
«В настоящем Тайцзи, — говорит Джеймс Фу, — вес только тогда полностью переносится на опорную ногу, когда вы хотите сделать шаг другой ногой, чтобы потом не нужно было вновь смещать вес перед тем, как шагнуть. Многие люди выполняют красивые движения, забывая массу важных моментов, в том числе правила переноса веса, что лишает силы их гун-фу». Фу Чжунвэнь при этом дополнил, что для правильного исполнения формы, в ногах необходимо различать пустое и полное и не допускать ошибки двойного распределения веса. «Если вы делаете движение «Обмахнуть колено», то блок и толкание делается не руками. Вам необходимо использовать тазовую область». «Тазовая область – это самое главное. Если вы используете таз, вы можете быть расслабленными. Благодаря этому вы связываете воедино все тело, и все тело может расслабиться естественно. Тазовая область управляют всем. Плечи и локти также важно расслабить. Но это приходит с практикой, а не с разговорами».
О выбросе усилия Фа-цзинь
Фу Чжунвэнь и его внук говорят о Фа-цзинь, о важности этой тренировки для самообороны, и про то, что эта практика должна совершаться отдельно, не во время выполнения формы.
Джеймс Фу: «Во время выполнения формы практикуются определенные движения.
Фу Чжунвэнь и Фу Шеньюань (сын) Последовательность таких движений не только развивает особое чувство того, как протекает Ци, но и позволяет обнаружить идею боевого применения, содержащуюся в каждой технике. Один из важнейших аспектов практики формы состоит в том, что бы правильно укрепить мускулатуру ног, достигая эффекта «дерева с корнями». Туй-шоу (толкающие руки) хорошо развивают верхнюю часть тела. А настоящая Сила прибывает с практикой Фа-цзинь».
На вопрос о том, как практиковать Фа-цзинь Джеймс Фу ответил следующее: «Каждое движение подходит для развития Фа-цзинь. Хотя в Фа-цзинь и присутствует жесткость, важно оставаться расслабленным, а так же важно, чтобы локтевые связки не были заблокированы».
Взрывающуюся силу Фа-цзинь можно тренировать, используя любое движение из формы. Фу Чжунвэнь продемонстрировал свою взрывающуюся силу, используя свою правую руку. При этом он отметил, что упражнения с копьем также способствуют развитию Фа-цзинь.
(смотреть видео)
Часть вторая.
Случаи из жизни
Фу Чжунвэнь рассказал, что когда Ян Ченфу упражнялся в туй-шоу внешне не возможно было увидеть толкания. Но при этом люди от него просто отлетали по воздуху. «Это было возможно, так как он имел много фа-цзинь в дань-тяне». Далее Фу Чжунвэнь рассказал об одном случае, произошедшем с ним во время его пребывания со своим учителем в Шанхае. Когда Ян Ченфу сидел на диване Фу Чжунвэнь случайно дотронулся до его руки. Ян Ченфу среагировал на это, лишь слегка повернув руку в запястье и «энергия Пэн» (отражение) высвободившись из его дань-тяня отбросила Фу Чжунвэня на 2 метра . «Он использовал свою внутреннюю энергию практически без внешнего движения, и в этот момент он по-прежнему сидел на краю дивана».
Джеймс Фу при этом подчеркнул, что во время упражнений не нужно слишком много думать о дань-тяне. «Если ваши мысли там – вы никогда туда не попадете. Лучше обратите внимание на то, чтобы каждое положение было устойчивым. Это важно для каждого движения формы».
Фу Чжунвэнь. Способности Фу Чжунвэня в выбросе усилия были также поразительны, особенно в период между 50 и 60 годами. Джеймс Фу рассказал о случае во время встречи мастеров ушу в 1980 году. Каждый из них рассказывал насколько он велик в воинских искусствах. «Тогда мой дед сказал: — «Подождите!» — и встал в стойку. – «Я буду стоять здесь. Вы можете использовать любое боевое искусство, не только туй-шоу (т.е. можно наносить любые удары. прим. пер.). Заставьте меня сделать хоть один шаг с этого места, и я стану вашим учеником». И никто не смог этого сделать.
После этого его пригласили в Шанхай, где он демонстрировал Туй-шоу со своими учениками. И многие тогда увидели, насколько он хорош в выбросе усилия. Он отбрасывал людей на расстояние 2- 3 метра . При этом они не просто отпрыгивали это расстояние, а пролетали его в воздухе и на расстоянии от 2 до 3 метров обрушивались на землю».
В 1960 году к Фу Чжунвэню ходил ученик, который занимался у него вместе со своим отцом. «Он каждое утро приходил на занятия (Фу Чжунвэнь занимался по утрам с группой в городском парке. прим.пер.), но в какой-то момент исчез на довольно продолжительное время. Однажды он вернулся и заявил, что победит моего деда, т.к. за это время он изучил другой стиль ушу. В то время мой дед еще не бросил курить и иногда демонстрировал туй-шоу одной рукой, а в другой держал сигарету (довольно распространенная вещь для китайских мастеров. прим.пер.). Бывший ученик пытался атаковать Фу, вкладывая огромную силу в удары, в то время как другие ученики наблюдали за происходящим встав в круг. После двух неудачных попыток, во время третьего удара, мой дед провел контратаку одной рукой так, что тот подлетел вверх на высоту около 2 метров . В момент его падения Фу успел подхватить его (предохраняя ученика от травмы при приземлении. прим.пер.), затем предложил ему сигарету, и они вместе закурили».
Джеймс Фу рассказал, что у Фу Чжунвэня был брат, гораздо выше его ростом, который тоже отличался высоким мастерством в туй-шоу (брат Фу Чжунвэня имел также замечательные навыки гун-фу, но к сожалению рано умер. прим.пер.). «Этот брат сначала обучался у старшего брата Ян Ченфу. Когда же Фу Чжувэнь с братом занимались туй-шоу, тот мог отбрасывать брата метра на два, но его брат разработал что-то вроде упругой Цзинь — при толчке он просто отпрыгивал назад и быстро возвращался».
Ян Ченфу демонстрирует туй-шоуДжеймс. Продолжил: «У Ян Ченфу энергия была столь слита с его телом, что те кто пытались применить к нему туй-шоу просто отлетали от своего же толчка». «Как-то, когда Ян Ченфу был в Ушани, один из учеников его группы хотел попрактиковать с ним туй-шоу и мощно на него набросился. Ян ничего не сделал, только приложил кисть руки к животу нападавшего. Того вырвало и на этом его попытка закончилась».
Джеймс Фу отметил: «Некоторые приходят чтобы научиться, и это то, чего они действительно хотят. А некоторые хотят просто самоутверждаться и ищут у мастера уязвимое место».
Далее он продолжил: «Один крупный феодал по имени Лю как-то раз пригласил Ян Ченфу в свой дом, который находился в центре города Ухань. Подходя к его дому Ян увидел множество ожидающих его людей. Некоторые из них восторженно приветствовали его. В доме присутствовал один ушуист, который ранее уже дважды вызывал Яна на поединок, но тот отказывался, и теперь он прилюдно бросил ему вызов в третий раз. Но Ян, как и до этого, отказался говоря: «Это не стоит того. Мы должны быть добрыми друзьями. Нет никакой причины сражаться». Тогда ушуист заявил господину Лю, что Ян признает его превосходство. Но Ян Ченфу возразил, что в таком случае принимает вызов, в качестве оружия выбрав меч. На следующий день во дворе дома феодала в присутствии многих зрителей состоялся их поединок. При этом Ян Ченфу взял деревянный меч, а его противник – боевой. Ушуист стал нападать на Яна, пытаясь заколоть его, но Ян, используя быстрые вращательные движения, парировал его атаки. В результате Ян лишь коснулся его запястья, и тот выронил меч. И тогда Ян Ченфу сказал: «Я же говорил, не стоит этого делать, и теперь ты проиграл». Ушуист не мог ничего ответить и не мог больше двигать рукой. Внутренняя энергия, пройдя через деревянный меч, ударила его в руку как электрический ток «.
Фу Чжунвэнь рассказал, что брат императора, когда услышал, что Ян Лучань находится в Пекине, пригласил его продемонстрировать свое искусство во дворец. Он увлекался воинскими искусствами и пригласил так же многих специалистов, которые хотели бы бросить вызов Ян Лучаню, но никто не смог его победить. «Он побеждал их лишь одним прикосновением. С тех пор о нем пошел слух, как о «Яне непобедимом» (Ян у-ди, т.е. Ян не имеющий врагов. прим.пер.)».
Ян Лучань — основатель стиля Ян. Фу рассказал, как однажды Ян Лучаня пригласили на праздничный обед к богатому феодалу по имени Чжан. У Чжана в доме жили три могучих мастера воинских искусств, которые учили его детей и служили охранниками. Перед пиром один из этих мастеров спросил Яна: «Мастер Ян, а какое воинское искусство вы практикуете»? Ян ответил: «Я практикую мягкий липкий кулак». Так раньше называлось Тайцзицюань.
«Ян Лучань был тощим крестьянином небольшого роста и выглядел не слишком впечатляюще. Домашний мастер продолжал спрашивать: «И что же, вы умеете использовать свое искусство в бою»? Ян ответил: «Конечно». Расспросы продолжались и, наконец, Ян спросил: «Вы задираете нос передо мной? Есть только три вида людей, которым бы я уступил в бою: человеку из меди, человеку из камня, и человеку из железа. Если у противника человеческое тело, я его одолею».
После этого они пили чай и беседовали. Затем Ян Лучань пригласил собеседников выйти во двор, чтобы по-практиковаться. Трое мастеров, видя какой он щуплый, высмеивали его, говоря: «Не думаю, что этот что-нибудь сможешь сделать. Если я его ударю кулаком — он просто улетит, один пинок — и ему конец».
Все вышли во двор, и охранники продолжали обмениваться комментариями о «никчемности» Яна. Но, когда первый из них атаковал и попытался нанести удар, то отлетел от Яна аж на три метра, и при этом Ян даже не пошевелился. Нападавший лежал на земле, не понимая, что произошло. Тогда второй охранник сказал: «Сейчас я разберусь, а первый боец был ни на что не годен». Но с ним повторилось тоже самое: не успел он атаковать, как Ян тут же его отбросил. После этого Ян повернулся и отправился к выходу. Он увидел, что люди здесь просто хотели посмеяться над ним, а приглашение на обед — лишь предлог. Когда он уже выходил, некоторые правительственные чиновники, бывшие там, заставили Чжана извиниться перед Яном и перед ними за попытку посмеяться над мастером».
Основные принципы Тайцзицюань стиля Ян
Фу Чжунвэнь и его внук описали ряд основных принципов, которые должны выполнятся для успешного продвижения в освоении стиля Ян. Один из них связан с правильным положением кистей рук, при котором запястья слегка прогибаются, но без напряжения. Джеймс Фу говорит: «Это работает как с садовым шлангом для полива. Если вы никак не сжимаете шланг, вода течет с обычной скоростью подачи. Если вы слегка сожмете или перегнете, струя будет бить дальше. А если пережмете слишком сильно, перекроете струю. Поэтому то, что мы делаем в практике Тайцзицюань — это легкий прогиб запястья, какбы для увеличения напора. Если же вы согнете запястье слишком сильно, кровь не сможет свободно циркулировать. Прогните запястье слегка, но при этом и запястье, и кисть должны оставаться расслабленными».
Фу Чжунвэнь в возрасте 91 год. Он также подчеркнул, что при толчке с согнутым запястьем нужно использовать боковую часть кисти, иначе рука может быть повреждена. «Важно ощущать некоторую наполненность в запястье и в ладони так, чтобы чувствовать циркуляцию крови».
Фу также рассказал о важности «укоренения». «Это — как при строительстве дома. Вы не можете просто несколько раз ударить по опорам фундамента и все. Вы должны вколачивать опоры до тех пор, пока они не сядут глубоко и надежно. Вы должны раскрыть куа (куа — область тазобедренных суставов с передней стороны. прим.пер.), расслабить бедра и слегка погрузиться в них. Вы должны хорошо ощущать, что опущены вниз. Крестец при этом не должен выпирать».
Джеймс Фу заметил, что когда люди выполняют движение, они часто приподнимаются при перемещении из-за того, что опустились вниз недостаточно. Тело никогда не должно приподниматься между движениями. А точка минмэнь (переводится как «Врата Жизни», находится на спине, между вторым и третьим поясничными позвонками, на уровне пупка. прим. пер.), по словам Фу, не должна быть слишком выпячена или втянута.
Далее он объяснил, что грудная клетка также не должна быть слишком впалой, а спина — слишком согнутой. «Шея сзади должна быть продолжением линии спины, голова стоит ровно так, чтобы глаза смотрели прямо вперед. Смотрите не вниз на ноги, а вперед в направлении выполняемого движения».
Джеймс рассказывает, что дед никогда не требовал от него выполнять форму в низких стойках. «Сначала он показывал движения в высоких стойках и лишь затем медленно и постепенно я смог принимать стойки все ниже и ниже. Если заниматься таким образом и следить, чтобы колено не заходило за носок ноги (имеется ввиду передняя нога в стойках гунбу. прим.пер.), то ваши колени никогда не будут болеть». Он также сказал, что это нормально, если колено заходит за носок во время промежуточного движения, но когда вы приходите в окончательную стойку, колено не должно быть впереди пальцев ног.
Джеймс Фу в стойке пубу. Далее Джеймс Фу рассказал о системе его преподавания в Австралии, где он сейчас проживает с отцом (в настоящее время Джемс Фу вновь переехал в Китай, а его отец — Фу Шеньюань по прежнему преподает в Австралии. прим.пер.). Он говорит, что основа изучения стиля Ян, это изучение традиционной формы (тао). «Но это происходит не так, как в стиле «длинный кулак», где много внимания уделяется отработке ударов ногами. Хотя мы делаем некоторые упражнения на растяжку, но это не главное. Также используются некоторые дыхательные упражнения, которые по сути ближе к медитации.
Мы используем сознание, чтобы раскрыть тело. Это выполняется непосредственно перед практикой Тайцзи и после нее, стоя или в сидячем положении. Так принято в старом методе. Во время практики вы так же должны использовать сознание».
Он также сказал, что во время практики дыхание должно быть естественным. «Если мы говорим о ци, то мы под дыханием подразумеваем не столько воздух, сколько движение внутренней энергии. Не следует слишком концентрироваться на дыхании во время выполнения формы. Дыхание должно быть абсолютно естественным».
«Если же вы концентрируетесь только на ци, вы перестаете концентрироваться на движениях. Вы должны сконцентрироваться на своих ощущениях в целом и на своем духе».
А это уже Джеймс Фу и Ян Сергеев ( Новосибирск )на семинаре в Испании по Ян ши тайцзицюань